Классификация видов спроса в маркетинге носит скорее академический характер, нежили практический. Единственное ее можно использовать для общения с коллегами, чтобы, так сказать, ускорить процесс передачи информации.

   Виды спроса данной классификации обобщены, то есть одновременно относиться к коммерческому и некоммерческому маркетингу. Поэтому не удивляетесь, встретив в тексте упоминания о компаниях против табака или алкоголя.

Отрицательный спрос

   Потребители стараются избежать приобретения товара или услуги, несмотря на возможные издержки. (Ему нужно, но он не хочет.)

Частым примером, где встречается отрицательный спрос в том числе в коммерческой деятельности может служить медицина. Стоматологические услуги (удаление зубов).

Решение:

Выявить причины.
   В данном случае вполне очевидной причиной является страх пережить болезненные минуты и/или слухи о возможности заразиться скажем через кровь, например «вирусом».

Изменить товар под потребителя.
   Мы уже выяснили, что беспокоит потребителя, займёмся решением этих проблем.

  • Добавим к услуге обезболивание (и возможно более удобное оборудование для врача).
  • Для решения второй проблемы достаточно продемонстрировать потребителю пред процедурой, что все части инструментов, которые будут соприкасаться с ним, стерильны (открываем при пациенте запаянную, стерильную упаковку).
  • Оповещаем потребителей о том, что мы решили их проблемы через инструменты продвижения на рынке (реклама).  

Отсутствие спроса

   В отличии от предыдущего вида спроса, потребитель в продукте:

  • Не заинтересован.
  • Безразличен. (Он хочет, но не это)

   Отсутствия спроса часто можно встретить на разных рынках, но скорее всего общим будет использование компаниями концепции совершенствования товара (услуги).
   Компания занята совершенствованием продукта, а не решением проблемы потребителя. Вместо продажи дырки в стене, продает дрель с улучшенной рукоятью. 


Примером может быть, для B2B сегмента, продажа новой CRM системы растущей компании.


Решение:

Выявить причины.
   Уточним сразу, скорее всего в нашем веке у него уже стоит работающая CRM. В нашем примере потребитель не понимает в чем выгода от приобретения новой системы и отчётливо видит расходы на внедрение ее.

Связать продукт с потребностями потребителя.
   Фактически из выявленных нами причины следует решение.

  • Объясняем, наша система имеет больше функционала для записи и сопровождения ваших клиентов. Вы уменьшаете свои издержки и одновременно обрабатываете больше заявок.
  • Обслуживание системы дешевле (за год вы получите дополнительную прибыль на разнице обслуживания).
  • В освоении новыми сотрудниками проста. Достаточно инструкции и вводного короткого курса, что позволит сэкономить, быстрее и проще ввести нового сотрудника.

   Доносим это информацию до потребителя стимулируя спрос.

Скрытый спрос

   Потребность потребителя, которая не удовлетворяется имеющимся предложением.
Собственно, как и следует из названия, новый еще не оформившийся или не отделившийся рынок (ниша).

Одна из задач маркетинга выявление новых рынков (ниш).

Решение:

  • Выявляем.
  • Оцениваем величину потенциального рынка.
  • Создаем соответствующий товар или услугу.

Падающий спрос

   Процесс снижения спроса на один или ряд продуктов, появляющийся всегда и у всех компаний.
Примером можно встретить на любом рынке, самые распространенные причины:

  • Появление нового товара.
  • Насыщение рынка.
  • Изменения спроса.

   Выберем появление нового товара на технологическом рынке развлечений, скажем телевизора. Мы производим радиоприемники.

Решение:

Анализ причин.
   Мы, столкнувшись с падением спроса, обнаружили очередь из наших бывших покупателей, стоящих за телевизорами (можно обойтись без детективных расследований, достаточно открыть новости). Собственно причина перед глазами, наш товар устарел.

Возможность стимуляции спроса.
   Вторым этапом, мы оцениваем можем ли мы стимулировать спрос и как мы это можем сделать. Какими преимуществами интересными нашим потребителям, можно их вернуть. Если нельзя, то можем мы начать производить телевизоры сами.

Нерегулярный спрос

  • Сезонный.
  • Ежедневный.
  • Почасовой.

   Спрос характерен для рынка услуг (магазин одежды относиться к рынку услуг, у производителя одежды другие циклы и особенности, свойственные b2b сегменту). Собственно аптеки сталкиваются с изменением спроса в зависимости от времени года (заболеваемости). Рестораны от ежедневного до почасового, выходные и рабочие дни, утренние и вечерние часы.

Решение:

Сглаживаем колебания.
   Для аптек решением будет, правильное построение закупок с учетом сезонов. Для ресторанов акции, какие-нибудь счастливые часы, бизнес-ланчи и тому подобное.

prosa-v-marketinge

Полноценный спрос

   Явление, когда организация удовлетворена своим оборотом. Одним словом, баланс.
Характерно для любой компании. И можно подумать, что делать при таком спросе нечего. Но это ошибочно, в любой моменты может наступить падающий спрос.

Решение:

Мониторинг.
   Постоянно отслеживаем изменения на рынке, появление новых продуктов, деятельность конкурентов.

Чрезмерный спрос

   Потребительский спрос выше предложения на рынке. Для компаний это выражается в возможностях или желаниях удовлетворить спрос.

   Примером чаще всего может служить любой новый рынок (ниша). Надо учесть, что не всегда есть возможность удовлетворить весь спрос по причине скажем малого количества компонентов для производства в природе. Так же не всегда есть желание удовлетворить весь спрос из-за долгосрочной перспективы его снижения и нерентабельности.

Решение:

Демаркетинг (снижение спроса).

  • Общий демаркетинг.
  • Выборочный демаркетинг.

Один из вариантов — это повышение цены.

Нерациональный спрос

   Относиться к некоммерческому маркетингу. (хотя как посмотреть)

Пример социальная антиреклама сигарет, алкоголя, фастфуда.

Решение:

   Убеждаем потребитель отказаться от привычек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь