Ничего страшного в них нет. Каждая организация вне зависимости от размера, осознано или нет проводит их. Примером может служить банальное изучение цен у конкурентов или простейший анализ перспективности рынка (ниши).

   Маркетинговые исследования нужны нам, для понимания рынка. Благодаря проведению исследований мы сможем:

  • Узнать потребителя/клиента (его предпочтения, приоритеты при выборе).
  • Определить каналы продвижения.
  • Корректировать цену относительно потребителя/клиента.
  • Изучить конкурентов.

   Провести маркетинговые исследования можно:

  • Самостоятельно.
  • Передать на аутсорсинг.

   Интересно, что зачастую маленькие и крупные компании сами проводят исследования, в зависимости от необходимости привлекая стороннюю помощь в виде кол центров, временных сотрудников и т. п., а средние передают на аутсорсинг.

  • В случаи маленьких компаний это связано с отсутствием средств (проводим силами одного человека, основателя или со основателя).
  • У крупных по причине наличия средств и большого объема информации.
  • Средним создать и загрузить на полную свое собственное подразделение зачастую не рентабельно, а своих начальных сил (одного человека) нахватает.

Первый этап

   В независимости выбрали вы путь самостоятельный или доверились специалистам. Начало будет одинаковым. Определяем:

Проблему

   Формулировка не должна быть слишком широкой или узкой. В первом случае можно получить много лишней информации, во втором недополучить. Содержать в себе финансовую, поведенческую и т. п. проблему.

Задачу

   Обдумываем проблему и делим ее на отдельные составные части – задачи. По существу задаем вопросы, ответы, на которые помогут решить проблему.

Результат

   Заранее определяемся, в каком виде и что мы получим в конце:

  • Исследовательский — собранные данные с выводами.
  • Описательный – описание признаков, параметров и характеристик.
  • Экспериментальный – доказательство наличия или отсутствия причинно-следственной связи.

   На данном этапе те, кто выбрал путь аутсорсинга ждут результатов. Тек кто самостоятельно проводят исследование переходят к второму этапу.

Второй этап

Выборка

   Исключительно индивидуально под задачу. Заранее подбираем аудиторию, которую будем опрашивать. Вопросы составляем с учетом аудитории. Определяем ее количество.

Третий этап

   Сбор данных. Данные делятся на два типа.

Первичные данные

   Это новые дынные собираемые нами для нашего исследования. К методам применимым при первичном сборе данных относятся:

Эксперимент

   Очень наглядный и точный метод, но подходит не всем. Поскольку дорого и сложно. В экспериментальном методе практическим путем доказывается взаимосвязь, например изменение дизайна упаковки к увеличению или уменьшению спроса. Звучит не сложно. На деле нужно уточнить все прочие факторы, в том числе потребительские, способные повлиять на достоверность результата эксперимента.

   Из более простых вариантов регулярно выполнимых маркетологами тестирование рекламных объявлений в интернете. Безусловно крупные компании могут позволить себе фокус-группы для оценки восприятия рекламы, что, впрочем, не является панацеей.

Наблюдение

   Не явный метод распространённый, но долгий. Необходимо проанализировать большой объем информации, не всегда очевидной.

   Эффективный метод, для оценки и изучения конкурентов или своей компании. Ближайший аналог тайный покупатель. Отправляем его не только в свою организацию, но и к конкурентам. Для сбора сведений о качестве работы, послушать, расспросить потребителей (скорее всего они будут гораздо охотнее и искренне отвечать на вопросы если задавать их будет его «коллега потребитель»). Позволяет изнутри узнать ответы на интересующие вопросы. Можно расположиться перед входом в организацию конкурента и изучить потребителя и т. п.

   Еще немаловажный плюс возможность изучить продукт со стороны потребителя. Могут прийти хорошие идеи по его улучшению.

Опрос

   Часто встречающийся способ, всем известен, поскольку явный. Наверняка каждый с ним сталкивался. Метод позволяющий получить информацию напрямую у потребителя:

  • О его опыте.
  • О предпочтениях.
  • О его мнении.
  • О восприятии бренда.
  • Об удовлетворенности.

   Поскольку опрос самый распространенный способ, при первичном сборе данных, для изучения потребителя разберем его подробнее.

   Как можно логично заметить, для опроса нужны вопросы. В независимости от того заполняет ответы на вопросы сам потребитель в анкету или как в интервью, за него это делают опрашивающие, вопросы должны быть построены в соответствии с задачами и заданы в нужной последовательности.

В соответствии с задачами составляем вопросы двух типов.

Закрытые

   Вопросы с уже зафиксированными вариантами ответа. Подходит если требуется получить определенный ответ. Например, нам нужно узнать какой из определенных журналов читают наши потребители формулируем вопрос с фиксированным перечнем ответов. Такой тип вопросов рекомендую применять для анкет, заполняемых потребителем.

Открытые

   Вопросы, позволяющие потребителю в свободной форме, без ограничений, развернуто отвечать. Позволяют нам узнать много сведений, которые могут навести на интересные выводы. Например, можно узнать о новом канале продвижения, или даже найти новую потребность.

   Если вы хотите получить действительно интересный результат в открытом вопросе, задавать его лучше в интервью под запись опрашивающим (потребителю будет просто лень писать развернутый ответ).

   Последовательность вопросов очень важна, многие авторы выделяют два принципа.

  1. Вопросы должны быть интересными для потребителя.
  2. Трудные и личные вопросы задаем в конце.

   Первое утверждение по моему опыту размытое и необходимо только для анкет (и то частично). А вот второе безусловно правильно и обязательно к исполнению в любом способе коммуникации. Если вы поставите первым вопрос о доходах (личный вопрос), получите негативно, смущенную реакцию с отказом от дальнейшего интервью. Или вопрос на знания квантовой физики (трудный), реакция будет схожая.

   Общий моменты формирования вопроса.

  • Один вопрос, а точнее мысль заключенная в него может повторяться множество раз на протяжении всего опроса, разными словами (позволит исключить неточности).
  • Тщательно прорабатывайте вопросы. Составьте их много, затем отберите наиболее четко сформулированные, без двусмысленностей.
  • Протестируйте вопросы на своих сотрудниках, друзьях и знакомых. Узнайте, понятны они для восприятия и не вызывают затруднений. (По собственному опыту, вопросы могут казаться автору ясными, но только для него).
  • Так называемые вводные вопросы, не содержащие для вас ценности, нужно убрать (опрашиваемому они тем более не нужны, а время отнимают).

Способы контакта

  • Интервью личное – Общение с опрашиваемым (вашим потребителем) наедине. Позволит получить достоверную информацию совмещая проработанные вопросы анкеты с наблюдением. Если решили проводить данный тип интервью, то по возможности заранее подготовите комфортное место для общения с потребителем сразу по приобретению товара или оказанию услуги ему.
  • Интервью групповое – Не люблю данный тип интервью по нескольким причинам. Как следует из названия — оно групповое, следовательно, в отличии от личного интервью, потребители могут смущать друг друга. Их ответу будут некорректны. Собрать участников будет сложно по множеству причин (если кто-то пытался собрать мало заинтересованных людей вместе он меня поймет).
  • Интервью по телефону — Удобное способ коммуникации, можно подобрать удобное время для интервью, как следствие меньше отказов от потенциальных опрашиваемых, но отсевает возможность наблюдения. Видео интервью – Способ доступный при наличии хорошего интернета и, если ваша целевая аудитория потребителей достаточно современна. Сочетает в себе плюсы телефонного и личного интервью. Не забудьте настроить задний фон.
  • Анкета – опрос в посменной форме без личного общения и наблюдения. Можно распространить по почте обычной (насоветую) и электронной, на месте продаже товара или услуги и т. п. При использовании этого варианта помним, что отличи от других способов, опрашиваемый заполняет анкету сам, для многих тяжелее выразить мысль письменно, нежели при общении. Вопросы должны быть с вариантами ответов.
interview

Вторичные данные

Использование уже собранных для другого исследования информации. К ним относиться данные государственной статистики любые данные из интернета.

— Федеральная служба государственной статистики.
Портал содержит полный перечень информации о населении, доходах, экономической деятельности. Есть областные и районе подразделения. Относится к достоверности информации можно по-разному, но более полного источника вряд ли удастся найти.
— Экономическая пресса.

Вот, собственно, и все.
Осталось проанализировать полученные данные. Анализ основывается на целях, которые вы поставили и является сугубо индивидуальным, для помощи можете воспользоваться стандартными статистическими моделями и формулами к ним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь