Маркетинг – это если верить словарю «Организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах.»

   Согласитесь прелестные определение, говорящие обо всем и не о чем. Но у меня есть более подходящее объяснение данного термина. Для этого маркетинг необходимо разделять на стратегический и операционный, тогда становиться намного понятнее.

Стратегический

   Стратегический маркетинг он наиболее точно соответствует определению, представленному выше. Он включает в себя оценку ниши и/или рынка (Пример рынок – медицинские услуги, ниша- узкоспециализированная клиника спортивной медицины). Как следствие определением оптимальной цены (для сегмента рынка) и позиционирования для потребителей/клиентов товаров или услуг. (Небольшая ремарка потребитель тот, кто пользуется товаром или услугой клиент тот, кто платит за товар или услугу. Например, потребитель игрушек дети, а платят за игрушки родители-клиенты.) Проще говоря со стратегического маркетинга осознано или, нет начинается любой бизнес, не важно производственный или услуг.

(Напомню, что любой бизнес, основанный на покупке готовой продукции и дальнейшей перепродаже этой же продукции (без добавления качественно новых свойств) является услугой. Например, продуктовый магазин является бизнесом услуг, в цепочку добавочной стоимости которого входят (или проще говоря производит) услуги по поиску, подбору, транспортировке, сортировки и местами контроле за качеством продуктов для покупателей.)

Из чего можно сделать вывод, маркетингом по крайней мере стратегической частью занимается каждый предприниматель (не путать с инвестором).

Операционный

   Операционный маркетинг включает в себя уже более тонкий анализ рынка, используя различные инструменты маркетинга. Составление портрета потребителя/клиента. Слежение за конкурентами. Оценкой динамики настроения покупателей или клиентов. Нахождение и определение подходящих каналов продвижения (они же сбыта). Донесение информации до покупателей о товаре или услуге, к какому классу относится данный товар и т. д. на основании решений стратегического маркетинга.

Занимается этим вопросом или сам предприниматель, или нанятый для этого менеджер (маркетолог).

Главная функция маркетинга

Главной функция маркетинга — Создание ценности для потребителя.

   Задачей маркетинга является представление товара или услуги и взаимодействие с потребителем. Вот мы плавно подошли к вопросу, задач маркетинга, а точнее функций человека ответственного за маркетинг. Начнем с того, что это не эфемерное нечто, а менеджер компании, отвечающий за операционный маркетинг и советник по вопросам стратегического маркетинга.

   У маркетолога 3 основные управленческие функции:

  • Управление финансами.
  • Управление маркетингом.
  • Управление производством.

   Все функции взаимосвязаны друг с другом, их последовательность произвольна поскольку они равны по значимости.

1-я функция – управление финансами

   Неважно большая вы компания или маленькая, есть у вас отдел маркетинга с сотрудниками или один маркетолог — вы. Маркетолог кем бы он не был, производит расчеты стоимости рекламы в разных каналах продвижения. На основании воронки продажи высчитывает насколько выгодна реклама и сколько удастся привлечь клиентов или покупатель. Надо понимать, что эти подсчеты ориентировочные. Следовательно, запрашивает бюджет на основании подготовленных планов и отчитывается об эффективности израсходованных средств, разумеется, если у него есть возможность влиять на персонал, цену для потребителя и качество продукта или услуг хотя-бы советами.

   Поскольку продать, например «ВАЗ» по цене «Бентли» вряд ли удастся при прочих равных. Если влиять на перечисленные выше пункты маркетолог не может, а это важные аспекты маркетинга тогда просто отчет об израсходованных финансах и участие в планировании бюджета на следующий год.

2-я функция — управление маркетингом

   Непосредственно определение и использование инструментов маркетинга (например модель 4Р) необходимых в нише на основании портрета потребителя/клиента. Составление данного портрета. Формирование стратегии. Составление ключевых факторов успеха. Создание ценности для потребителя. Отслеживание эффективности выбранных инструментов. Исследование рынка. Оценка маркетинга конкурентов, как и собственно правильное определение конкурента.

Инструменты маркетинга

   Помимо всевозможных анализов и моделей, к инструментам так же относится:

  • Офлайн маркетинг. (Классические 4P, радио, телевиденье и т. д.)
  • Онлайн маркетинг. (Поисковики, сайты, РСЯ и т. д.)

3-я функция — управление производством (внутренний маркетинг).

   Неважно товаров или услуг, после успешного выполнения 2-й функции маркетинга потребитель/клиент окажется либо в точке получения услуги или непосредственно возьмёт в руки произведенный компанией товар. В обоих случаях то, как это произойдет и что почувствует потребитель/клиент зависит от правильно выстроенного маркетологом производства.

   Собственно, используя инструменты маркетинга, маркетолог должен:

  • В случае услуг: подготовить и проконтролировать качество, уровень сервиса и внешнего антуража (упаковки) соответствующего портрету потребителя/клиента.
  • В случае производства: качество, материалы, дизайн (упаковка), точки продаж соответствующего портрету потребителя/клиента

Представим упрощенный пример

   Вы выбрали бизнес услуг в премиум сегменте. Данный сегмент предполагает высокую цену, что заранее отсеивает другие сегменты (цена служит неким маяком, определяющим сегмент и позиционирование), но вам нужно описать портрет потенциального клиента для определения почему, он, у вас, за эти деньги, должен купить эту услугу.

   Предположим, это обеспеченный мужчина, лет 40-45 он ценит себя и сове время, не любит Instagram хотя в силу круга общения у него есть Facebook, но он не воспринимает его всерьез. Следовательно, организовать производство услуги нужно с минимальными затратами времени для клиента и определенным сервисом и вежливостью. В рекламе нужно сделать на это упор.  Instagram и Facebook являются плохим каналам привлечения для данной модели клиента. Поскольку Instagram у него его вовсе нет, а к Facebook он относиться не серьезно и какую-нибудь услугу скажем по медицине он не воспримет всерьез. Повторюсь это упрощенный пример.

   И так мы затронули основные понятия и функции маркетинга. Есть большое число инструментов как для продвижения и брендинга, так и для анализа, изучения потребителей/клиентов.

Главной функция маркетинга — Создание ценности для потребителя.

Выбор зависит от вашего рынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь